Персональный сайт учителя-логопеда Ефименко Ирины Викторовны

Использование интерактивной папки-лэпбук по предупреждению нарушений письменной речи у детей с ОНР

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Исследования многих современных авторов показывают, что у 15-20% будущих первоклассников развитие зрительных и зрительно-пространственных функций не готово к решению задач школьного обучения.  Для ребенка, начинающего читать и писать, буква не является простейшим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы, как и всякий процесс узнавания, происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем.

 Таким образом, успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

1) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

2) зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы);

3) зрительного гнозиса (способности восприятия буквы);

4) пространственных представлений.

Дети с общим недоразвитием речи являются особой категорией дошкольников с недостаточными предпосылками для овладения письменной речью. Это связано с особенностями их развития.

· Для  детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания.

·  При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены, по сравнению с нормально говорящими сверстниками, вербальная память и продуктивность запоминания.

·  Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциям, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития  у детей с общим недоразвитием речи является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка. Вследствие этого, профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР  рассматривается как одно из актуальных и приоритетных направлений в логопедии. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, то есть к усвоению элементов грамоты.

 Важным моментом при осуществлении профилактики нарушений письменной речи становится выбор методов обучения. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, увеличивает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

В своей работе по профилактике нарушений письменной речи использую интерактивную папку-лэпбук "Азбука". Интерактивная папка это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А так же, способ повторить пройденный материал.

Лэпбук "Азбука" - это небольшая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на внешнюю простоту, в ней содержатся все необходимые материалы для знакомства, закрепления знаний о буквах ("Загадки о буквах", "Весёлая азбука",  "Ребусы", "Изографы", "На что похожа буква?", "Матрешки-подружки",  "Сложи букву", "Найди слово и т.д.).

Лэпбук "Азбука" помогает детям по своему желанию организовать получение информации о буквах (их оптическом образе, отличии сходных по написанию и т.д.),  закрепляет  умения в чтении слов, развивает внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, формирует навыки  школьного обучения. Использование данной интерактивной папки дает возможность:

· учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

· интегрировать разные виды детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);

·  вариативно использовать игровые задания;

· добавлять новые задания в «кармашки»;

·  развивает коммуникативные навыки.

И наконец, это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

3f6a72d0abe415391a86322dcfc2e185.jpg

d016649db09c3f61cf218cb721e38abe.jpg

 

23 сентября 2017 в 07:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.