Персональный сайт учителя-логопеда Ефименко Ирины Викторовны
Использование интерактивной папки-лэпбук по предупреждению нарушений письменной речи у детей с ОНРПроблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Исследования многих современных авторов показывают, что у 15-20% будущих первоклассников развитие зрительных и зрительно-пространственных функций не готово к решению задач школьного обучения. Для ребенка, начинающего читать и писать, буква не является простейшим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы, как и всякий процесс узнавания, происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем. Таким образом, успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: 1) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); 2) зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы); 3) зрительного гнозиса (способности восприятия буквы); 4) пространственных представлений. Дети с общим недоразвитием речи являются особой категорией дошкольников с недостаточными предпосылками для овладения письменной речью. Это связано с особенностями их развития. · Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. · При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены, по сравнению с нормально говорящими сверстниками, вербальная память и продуктивность запоминания. · Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциям, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития у детей с общим недоразвитием речи является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка. Вследствие этого, профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР рассматривается как одно из актуальных и приоритетных направлений в логопедии. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, то есть к усвоению элементов грамоты. Важным моментом при осуществлении профилактики нарушений письменной речи становится выбор методов обучения. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, увеличивает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. В своей работе по профилактике нарушений письменной речи использую интерактивную папку-лэпбук "Азбука". Интерактивная папка это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А так же, способ повторить пройденный материал. Лэпбук "Азбука" - это небольшая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на внешнюю простоту, в ней содержатся все необходимые материалы для знакомства, закрепления знаний о буквах ("Загадки о буквах", "Весёлая азбука", "Ребусы", "Изографы", "На что похожа буква?", "Матрешки-подружки", "Сложи букву", "Найди слово и т.д.). Лэпбук "Азбука" помогает детям по своему желанию организовать получение информации о буквах (их оптическом образе, отличии сходных по написанию и т.д.), закрепляет умения в чтении слов, развивает внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, формирует навыки школьного обучения. Использование данной интерактивной папки дает возможность: · учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности); · интегрировать разные виды детской деятельности (речевую, познавательную, игровую); · вариативно использовать игровые задания; · добавлять новые задания в «кармашки»; · развивает коммуникативные навыки. И наконец, это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
23 сентября 2017 в 07:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.