Персональный сайт учителя-логопеда Ефименко Ирины Викторовны
Использование дыхательных упражнений по методу Б. ТолкачеваИспользование дыхательных упражнений по методу Б.Толкачева (озвученный выдох) в работе с воспитанниками ДОУ Дыхание является важнейшим физиологическим процессом организма. С процессом дыхания связаны такие жизненно важные процессы и функции как движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной, иммунной систем, биологические ритмы организма. Кроме этого, правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика способствует повышению общего тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости организма к простудным заболеваниям. Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики, одна из них методика Б.Толкачева. Данная методика характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом. Дыхательная гимнастика по методу Б. Толкачева рекомендуется часто болеющим детям. С детьми дошкольного возраста дыхательную гимнастику желательно проводить в образно-игровой форме. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки. Нагрузка должна увеличиваться постепенно за счет увеличения числа повторений. Дыхательные упражнения "Осы" Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: "З-з-з..." "Шарик" Шарик мой воздушный. Какой ты непослушный! Зачем ты отвязался, Зачем помчался ввысь? Вернись, скорее, шарик! Вернись!... Поднять руки вверх - вдох, медленно опускать вниз - выдох с произнесением звука "Ш-ш-ш..." "Котёнок" Надувала кошка шар, А котёнок ей мешал: Подошёл и лапкой - топ! А у кошки шарик - лоп! Ш-ш-ш... "Дятел" Дети на выдохе произносят как можно дольше "Д-д-д...", ударяя кулачками друг о друга. "Ветерок" Помоги мне, ветерок, Паруса надуй, дружок, Пусть плывёт кораблик мой К папе с мамочкой домой. Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе: "Ф-ф-ф..." "Лягушка" 1) Дети прыгают, расставив ножки в стороны, "квакают" при каждом прыжке. После вдоха делается выдох с произнесением слова "ква". 2) Глубокий вдох через нос - задержка внимания, быстрый выдох ртом "ква". 3) Быстрый вдох через нос - задержка дыхания, медленный выдох ртом "ква". 4) Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова "Ква-ква-ква...", работая мышцами низа живота. "Каша кипит" И.п. сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Вбирая живот - вдох, выпячивая живот выдох. Выдыхая, громко произносить: "Ф-ф-ф...". "Часики" Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить на выдохе "тик - так...." "Петух" Петя, Петя, Петушок Целый день учит стишок, А запомнил он строку Лишь одну - "Ку-ка-ре-ку!" И.п. - встать прямо, опустить руки вдоль туловища, ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; задержать дыхание, а затем хлопать руками по бёдрам, произнося на выдохе "Ку-ка-ре-ку!" "Пчела" На выдохе дети продолжительно произносят "Ж-ж-ж..." и легко взмахивают пальцами. "Ароматы кухни" Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох; затем медленный вдох через нос - задержка дыхания - медленный выдох: "А-а-ах!" "Семафор" Самый главный на дороге, Не бывает с ним тревоги! И.п. - сидя, ноги сдвинуты вместе. 1 - поднимание рук в стороны (вдох); 2 - медленное опускание рук с длительным выдохом и произнесением звука "С-с-с...". "Регулировщик" Верный путь он нам покажет, Повороты все укажет. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена - в сторону (вдох носом); 2 - левая рука вверх, правая рука вниз с произнесением звука "Р-р-р..". "Поднимемся на носочки" Хорошо нам вверху, Как же вы без нас внизу? 1- подняться на носки, одновременно поднимая руки, и посмотреть на них (вдох); 2 - медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки опустить вперёд и произнести звук "Ш-ш-ш..". "Пчелы" Мы представим, что мы пчелы, Мы ведь в небе новоселы. И.п. - ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- развести руки в стороны (вдох); 2 - опустить руки вниз со звуком "З-з-з.." (выдох). "Трубач" И.п. - ноги вместе. руки перед грудью, кулаки сжаты "трубочкой". 1 - вдох; 2 - медленный выдох с громким произнесением звуков "Пф". "Барабанщик" Мы слегка побарабаним И сильнее сразу станем. И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - присесть, похлопать по коленям (вдох); 2 - и.п. со звуком "Б-б-б" (выдох). "Прыжок" И.п. - ноги на ширине плеч, руки в "замок" внизу. 1- руки поднять вверх (вдох); 2 - наклон вперёд с одновременным опусканием рук и произнесением звука "Ух" (выдох). "Ёж" Встретил в чаще еж ежа. - Как погода, еж? - Свежа. И пошли домой дрожа, Съежась, сгорбясь, два ежа. После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят "пых - пых...", энергично работая мышцами живота. "Корова" Дети приставляют указательные пальцы к голове ("рога"), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут "Му -у-у...", стараясь, чтобы звук был ровным. "Ветер" Ветер воет: "У-у-у... Очень скучно одному - у-у-у... Песню я пою - у-у-у... И деревья гну -у-у-у..." Дети на выдохе продолжительно тянут звук у-у-у, делая круговые движения руками. "Гуси летят" Поднять руки в стороны на вдох и опуская их вниз на выдох, произнося при этом: "Гу - у-у-у!" "Аромат цветов" Положить ладони себе на грудь. сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: "А-а-ах!" "Комарик" Ребёнок стоит. Глаза закрыты. Ладонь одной руки на шее спереди. Делается вдох. На выдохе произнести звук "З-з-з..." предельно долго, негромко. "Муха" И.п. - стоя. Глаза закрыты. Ладонь на голове сверху. Долго тянуть на выдохе звук "Н-н-н..." ("слушаем. как летит муха"). "Задуй свечу" 1) Вдох - руки вверх, подняться на носки. Выдох - тёплый воздух выдыхается с длительным звуком Х-х-х.. или Ш-ш-ш.., руки при этом свободно опускаются вниз ("Задуть свечу"). 2) Вдох - руки вверх, выдох с силой. Тёплый воздух выдыхается тремя порциями Х-Х-Х или Ш-Ш-Ш ("задуть три свечи"). "Дует ветер" Вдох - руки вверх. Выдох длительный, холодная струя по подбородку вниз со звуком С-с-с - руки при этом медленно опускаются вниз. Аналогично холодный воздух выдыхается тремя порциями со звуком С-С-С. "Отдых" Быстрым и плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх и прогнуться немного назад. Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. на медленном выдохе через рот, произносить Ф-ф-ф-у-у-у. "Насос" Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. Противоположная рука при этом своей ладонью скользит вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. На выдохе через рот медленно произносить Ш-ш-ш... Принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону. "Ветер и листья" После вдоха задержать дыхание и на вдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук "Ф". Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук "П", делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз ("листья опадают"). "К солнышку" Руки к солнцу поднимаю И вдыхаю, и вдыхаю. Ну, а руки опускаю, Воздух тихо выдыхаю. Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят: "Ф-ф-ф..". "Вьюга" Дети после энергичного вдоха через нос на выдохе продолжительно тянут звук "У-у-у..." "Волки" дети, стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук "У-у-у..". "Дровосек" Инструкция: "Сцепите опущенные вниз руки в замок. Медленно вдохните через нос, руки, сцепленные в замок, поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните через рот со звуком У, руки резко опустите вниз, имитируя движение топора". "Баян" Инструкция: "Согните руки перед грудью в локтях (имитация позы баяниста). Вдохните глубоко через нос - руки ("меха" баяна) медленно растягиваются, имитируя движения баяниста. Задержите на несколько секунд дыхание, а затем выдохните через рот со звуком А-А-А - "меха" баяна сжимаются, руки возвращаются в исходное положение". "Большой и маленький" Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком У-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям. "Погреемся" Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести У-х-х! "Мельница" Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-ж-ж, увеличивая скорость. "Сердитый ёжик" Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести Ф-ф-ф... "Трубач" Воображаемую трубу поднести к губами и, нажимая на клавиши, произносить звуки "ту-ту-ту.." 4 марта 2017 в 08:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.