Персональный сайт учителя-логопеда Ефименко Ирины Викторовны
Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями и значительно отличается от нормы. Особенность овладения грамматическими категориями детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка. Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка. В процессе коррекционной работы по формированию словообразования у детей с ОНР уделяется внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Логопедическая работа направлена на формирование словообразование существительных, глаголов, прилагательных. Важным средством для формирования и развития навыка словообразования у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения. Так как, у детей с ОНР наблюдается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, целесообразно в коррекционной работе использовать игры с мячом. Значение игр с мячом для развития речи · Отвлекают внимание детей от речевого дефекта и побуждают к общению. · Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. · Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. · Регулируют силу и точность движений. · Развивая мышечную силу, усиливают работу сердца, лёгких, глаз, улучшают обмен веществ. Игры с мячом на формирование навыков словообразования существительных "Кто у кого?" Ход игры: Логопед называет животное и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать детёныша этого животного и бросить мяч обратно логопеду. У кошки - котёнок; у коровы - телёнок; у лошади - жеребёнок; у козы - козлёнок; у лисы - лисёнок; у зайца - зайчонок; у медведя - медвежонок; у ежа - ежонок и т.д. "Один-много" Ход игры: Логопед называет слово и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это слово в Родительном падеже множественного числа и бросить мяч обратно логопеду. Дом - много домов; окно - много окон; балкон - много балконов; дверь - много дверей; крыша - много крыш; комната - много комнат и т.д. "Большой-маленький", "Назови ласково" Ход игры: Логопед называет большой предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это маленький предмет и бросает мяч обратно логопеду. Яблоко - яблочко; апельсин - апельсинчик; банан - бананчик; абрикос - абрикосик; груша - грушка; вишня - вишенка; помидор - помидорчик; огурец - огурчик; морковь - морковочка; лук - лучок; перец - перчик; чеснок - чесночок и т.д. "Что для чего?" Ход игры: Логопед называет продукт и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это слово обозначающее посуду в котором хранится данный продукт и бросить мяч обратно логопеду. Как называется посуда, в которую кладут хлеб? (Хлебница) Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница) Как называется посуда, в которую насыпают сахар? (Сахарница) Как называется посуда, в которую насыпают соль? (Солонка) и т.д. "Назови профессию" Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопросы, ребёнок поймавший мяч должен назвать профессию и бросить мяч обратно логопеду. Кто вставляет стекла? Стекольщик. Кто работает на кране? Крановщик. Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик. Кто убирает помещение? Уборщица и т.д. Игры с мячом на формирование навыков словообразования прилагательных "Что из чего сделано?" Ход игры: Логопед называет из чего сделан предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать какой это предмет и бросить мяч обратно логопеду. Банка из стекла - (стеклянная). Сапоги из резины - (резиновые). Варенье из земляники - (земляничное). Суп из гороха - (гороховый). Стул из дерева - (деревянный). Дом из кирпича - (кирпичный) и т.д. "Есть - нет" Ход игры: Логопед произносит фразу со слов: "У меня есть" и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч произносит вторую часть фразы со слов: "У меня нет" и бросает мяч обратно логопеду. У меня есть желтый банан - у меня нет желтого банана. У меня есть сочное яблоко - у меня нет сочного яблока. У меня есть вязанная шапка - у меня нет вязанной шапки и т.д. "Назови лист" Ход игры: логопед называет с какого дерева лист и бросает мяч, ребенок поймавший мяч называет лист и возвращает мяч логопеду. Лист дуба - дубовый лист; лист берёзы - берёзовый лист; Лист осины - осиновый лист; лист липы - липовый лист; Лист рябины - рябиновый лист; лист клёна - кленовый лист и т.д. "Чей? Чья? Чьё? Чьи?" Ход игры: логопед называет часть тела животного (хвост, голова, ухо, глаза) и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч называет чья это голова, (чей хвост, чье ухо, чьи глаза) и вернуть мяч логопеду. Хвост собаки - собачий хвост. Голова собаки - собачья голова. Ухо собаки - собачье ухо. Глаза собаки - собачьи глаза и т.д. "Скажи как?" Ход игры: логопед называет фразу и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен закончить фразу прилагательным и вернуть мяч логопеду. Утром светло, а днем (как?) .... еще светлее. В пальто тепло, а в шубе(как?) .... еще теплее. Черепаха ползёт медленно, а улитка (как?) ... еще медленнее и т.д. "Закончи предложение" Ход игры: логопед называет фразу и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен закончить фразу прилагательным в сравнительной степени и вернуть мяч логопеду. Куст низкий, а трава еще (ниже). Лента узкая, а нитка еще (тоньше). Клубника маленькая, а земляника еще (меньше) и т.д. "Какой? Какая? Какое?" Ход игры: логопед называет предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен подобрать прилагательное к данному предмету и вернуть мяч логопеду. Яблоко (какое?) - спелое. Яблоко (какое?) - сочное. Яблоко (какое?) - круглое и т.д. Земляника (какая?) - маленькая. Земляника (какая?) - ароматная. Земляника (какая?) - сладкая и т.д. Мяч (какой?) - круглый. Мяч (какой?) - резиновый и т.д. Игры с мячом на формирование навыков словообразования глаголов "Что сделал(а)?" Цель: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов. Папа читал газету. - Папа прочитал газету. Мама варила суп. - Мама сварила суп. Девочка рисовала рисунок. - Девочка нарисовала рисунок. Кошка ловила мышку. - Кошка поймала мышку и т.д. "Скажи наоборот" Цель: дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками. Входит - выходит, наливает - выливает, влетает - вылетает, приходит - уходит, подплывает - отплывает, закрывает - открывает и т.д. "Доскажи словечко" Цель: упражнять детей в образовании приставочных глаголов. Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает).
4 февраля 2017 в 09:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.