Персональный сайт учителя-логопеда Ефименко Ирины Викторовны
"Использование приёмов мнемотехники при заучивании детьми стихотворений"«Давай выучим стихотворение к празднику!» - вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребёнку, понимают какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо» - память). Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны (цвет, форма и др.), различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). У детей с нарушениями речи, как правило, неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин эти ребята не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. При заучивании стихов, пересказе рассказов целесообразно использовать наглядные образы в виде рисунков, схематичных изображений, символов, то есть опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти. Опыт работы показывает, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становиться более «цепкой», их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10-15 минут для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший. Предлагаю и Вам использовать приемы мнемотехники. Так как использование традиционных приёмов не всегда приносит положительный результат. От многократного повторения даже замечательный текст можно разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Предлагаю поэтапное заучивание стихотворения: · прочтите ребёнку стихотворение с выражением; · обязательно объясните ребёнку незнакомые или непонятные слова и выражения; · прочитайте стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты; · вместе с ребёнком нарисуйте схематичные картинки к каждой или почти к каждой строке стихотворения. Составьте мнемотаблицу. · приступайте к заучиванию стихотворения, используя подсказки - схемы. Предупредите малыша, что вы учите это стихотворение наизусть, мотивируйте его на заучивание. Разучивание станет для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Для кодирования стихотворного текста достаточно самого простейшего изображения к слову или строчке. В мнемотаблице схематично возможно отобразить весь окружающий мир: явления природы, события, признаки предметов, действия персонажей. В дальнейшем можно предложить детям самим рисовать картинки-символы. Практика показывает, что дети лучше заучивают стихотворение наизусть, когда рисуют его при помощи картинок-символов и затем при воспроизведении на них. Использование этого приема не только облегчает и ускоряет процесс запоминания информации, но и повышает интерес к изучаемому произведению, что немаловажно при передачи выразительности текста. 4 февраля 2017 в 09:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.