Персональный сайт учителя-логопеда Ефименко Ирины Викторовны

Лексическая тема: "Космос". Информация для родителей.

 Занимаемся по теме: "Космос"

9c3a53a6d334e56ae858528ca798b019.jpg

Дети должны знать:

· почему празднуют день космонавтики, что это за праздник;

· имя первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина;

· для чего люди исследуют космическое пространство?

Лексика

Словарь ребёнка должен включать: 

Существительные: Земля,Луна, Солнце, Марс,космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, космодром, спутник, комета, метеорит, созвездие, станция, скафандр, невесомость, туманность, телескоп, астроном, орбита и др. 

Прилагательные: космический, звёздный, небесное, невесомый, быстрый, неизвестный, лунный, солнечный, земной, искусственный, межпланетный, загадочный, исследовательский и др.

Глаголы: лететь, приземляться, взлетать, исследовать, светить, падать, вращаться, наблюдать и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игра «Какой?, Какая? Какое?» (согласование существительных сприлагательными)

Космонавт (какой?) – отважный, смелый, сильный, здоровый, умный…  

Звезда (какая?) – далёкая, маленькая, яркая, желтая, красивая…  

Солнце (какое?) – большое, горячее, яркое, круглое, желтое, красное …
2. Игра «Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов) далёкий - близкий; тесный – свободный; большой – маленький;улететь-прилететь; высокий – низкий; взлетать – приземляться; подниматься-опускаться; известный – незнакомый; включать – выключать; тёмный – светлый; яркий – тусклый.

3. Игровое упражнение «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительных падежах)

Спутник – спутники; звезда – звёзды; планета – планеты; корабль – корабли; скафандр – скафандры; ракета – ракеты; космонавт – космонавты; созвездие – созвездия; комета – кометы; астроном – астрономы; метеорит – метеориты.

4. Игровое упражнение «Что делает?» (упражнять в согласовании глаголов с существительными)

Ракета (что делает?) –взлетает, летит, мчится, приземляется….

Звезда (что делает?) – сверкает, светит, падает, зажигается, блестит….

Солнце (что делает?) – светит, греет, заходит, всходит…..

Космонавт (что делает?) – взлетает, наблюдает, исследует…..

Связная речь

1. Игровое упражнение «Путаница» (составь предложение из слов)

Луна, это, Земля, спутник.
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.
Ракета, космос, лететь, в. 
Луна, это, земля, спутник. 
Луна, земля, меньше. 
Луна, вращаться, земля, вокруг. 

2. Пересказ рассказа (формирование связной монологической речи)

Солнце.
Без Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло. Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля бы покрылась льдом. Солнце в сотни раз больше Земли. Но во всей Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.

Ответь на вопросы и перескажи рассказ:
- Что такое Солнце?
- Что дает Солнце людям?
- Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?

- Что стало бы с Землей, если бы она располагалась дальше от Солнца?

Развитие внимания, памяти, мышления 

Отгадай загадки

 В дверь, в окно стучать не будет,
 А взойдет и всех разбудит.  (Солнце)

 Раскинут ковер, рассыпался горох.
 Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.
 (Звездное небо)


 Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
 По небу летает, самолеты обгоняет.
 (Спутник)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект… (комета)


4 февраля 2017 в 08:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.