Персональный сайт учителя-логопеда Ефименко Ирины Викторовны

Лексическая тема: "Хлеб. Весенние сельскохозяйственные работы". Информация для родителей.

Занимаемся по теме: "Хлеб. Весенние сельскохозяйственные работы"

0419991837f9d7565aafa1913fc90554.jpg

Дети должны знать:

· название хлебобулочных изделий;

· «путь» хлеба от поля до стола;

· что в производстве хлеба занято много людей различных профессий;

· что к хлебу, хлебобулочным изделиям надо относиться бережно.

Лексика

Словарь ребёнка должен включать: 

Существительные: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, агроном, хлеборобы, комбайнер, элеватор,  мука,  мельница, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, корка, крошки, мякоть, сухари и т.д.
Прилагательные: свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, трудный,  белый, сдобный, пышный и т.д.
Глаголы: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игра «Какой? Какая? Какое?» (учить подбирать признаки предметов)

булка (какая?) – свежая, вкусная, ароматная, душистая и т.д.

пирог (какой?) – яблочный, большой, красивый, праздничный и т.д.

бублик (какой?) – круглый, твёрдый, пшеничный и т.д.

печенье (какое?) – мягкое, хрустящее, овсяное, квадратное и т.д.

2. Упражнение  «Назови ласково» (упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

булка – булочка;  колос – колосок; зерно — зёрнышко;  хлеб – хлебушек;

сухарь — сухарик; крошки – крошечки; корка – корочка;

пряник — пряничек; пшеница – пшеничка; лепёшка – лепёшечка;

печенье – печеньице; торт - тортик; баранки – бараночки.

3. Игровое упражнение «Посчитай» (согласование числительных с существительными с числами 1,2,5).

Один колос, два колоса, пять колосьев

Одна мельница, две мельницы, пять мельниц

Одно поле, два поля, пять полей

(торт, печенье, булка, сухарь, каравай, пирожок, сушка и т.д.)

4. Дидактическое упражнение «Один – много. Чего не стало?» (образование Именительного и Родительного падежа мн. числа)

Батон – батоны – нет батонов; колос – колосья – колосьев;

Зерно – зёрна – зёрен; булка – булки – булок; крошка – крошки – крошек;

(торт, пирожок, лепёшка, блин, комбайн, пряник и т.д.) 

Связная речь

1. Прочитайте ребёнку рассказ В. Осеевой «Печенье», обсудите его с малышом. Попросите его сделать вывод, чему учит данный рассказ.

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело звенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложкой не начатый чай.Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку чёрного хлеба...

Развитие внимания, памяти, мышления 

Игра «Доскажи словечко»

С открытою начинкою лепешка,
Посередине — творога немножко.
Всех пирожков известная подружка
Питательная, вкусная (Ватрушка)

Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной… (Батон)

На подбор все эти братцы,
Жалко с ними расставаться,
Все с начинкою дружки —
Ароматны… (Пирожки)

Без выходных из года в год
Работает хлебозавод.
Ванилью пахнет улочка,
Когда печется… (Булочка)

Если буханку ножом измельчить,
Эти кусочки в печи подсушить,
Смело с собою в поход их бери,
Ведь получаешь всегда… (Сухари)

4 февраля 2017 в 08:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.