Персональный сайт учителя-логопеда Ефименко Ирины Викторовны

Лексическая тема:"Зима". Информация для родителей.

 Занимаемся по теме: "Зима"

acdd02c642c0d6174e1d8a5139ac1c4a.jpg

Дети должны знать:

· приметы зимы в неживой природе (солнце светит, но мало греет, холодно, идёт снег, замерзли реки, ночь длинная, а день короткий и т.д.;

· приметы зимы в живой природе (жизнь птиц и животных зимой);

· названия зимних месяцев, их очерёдность, изменение погоды в различные периоды зимы;

· зимние забавы детей;

· народные приметы, пословицы и поговорки о зиме.

Вместе с вами учим детей:

Лексика

Словарь ребёнка должен включать: Существительные: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лёд, наст, сугроб, снежинка, сосулька, позёмка, гололёд, каток,  снегопад, снеговик, снегоход, снежки, декабрь, январь, февраль, иней, буран, следы и т.д.

Прилагательные: студёный, морозный, ветреный, холодный, искристый, блестящий, хрупкий, резная, лёгкая, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний, пушистый, ледяной, скользкий  и т.д.

Глаголы: падать, покрывать, блестеть, ложиться, лепить, скользить, заметать,  морозить, кружиться, блестеть, искриться, хрустеть, таять, студить, сыпать, трещать и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игровое упражнение «Какой? Какая?» (согласование существительных с прилагательными)

Зима (какая?)–холодная, снежная, студеная, ветреная, суровая…

Снег (какой?) – белый, колючий, пушистый, блестящий, падающий…

Ветер (какой?) –пронизывающий, завывающий, штормовой…

Снежинка (какая?) – маленькая, падающая, красивая, хрупкая…

Лёд (какой?) – прозрачный, тонкий, толстый, звенящий, твёрдый…

Мороз (какой?) – крепкий, жгучий, сильный, злой…..

Сугроб (какой?) – глубокий, высокий, снежный……

2. Упражнение «Скажи иначе» (учить детей подбирать синонимы) Метель – снегопад, вьюга, пурга, буран

3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов)

Летом дни жаркие, а зимой – холодные.

Летом небо светлое, а зимой - ….  Летом солнце яркое, а зимой - ……

Снег мягкий, а лёд - ……. Летом день длинный, а зимой …….

Весной лёд на реке тонкий, а зимой - …..

Одни сосульки длинные, а другие - ……

4. Игровое упражнение «Что делает?» (согласование глаголов с существительными)

Снег (что делает?) – идёт, выпадает, скрипит, укрывает, блестит, искрится

Зима (что делает?) – наступает, приходит, приносит, заканчивается…

Ветер (что делает?) – свистит, завывает, выдувает. Сдувает, пронизывает…

Снежинка (что делает?) – падает, блестит, кружится, тает и т.д.

Связная речь

1. Упражнение «Расскажи-ка»: помогите ребёнку составить рассказ о зиме  по предложенному наглядному плану.

82efaa69d3c4cae67874f04f80944474.jpg

Развитие внимания, памяти, мышления
Познакомить детей с зимними приметами и обсудить их

· Если в декабре большой иней, много снега, глубоко промёрзла земля – это к урожаю.

· Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

· Если кошка встанет на задние лапки и начинает скрести стену – будет вьюга.

· Снег прилипает к деревьям – будет тепло.

· Коли в январе март – бойся в марте января.


4 февраля 2017 в 05:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.