Персональный сайт учителя-логопеда Ефименко Ирины Викторовны

Лексическая тема: "Лес. Деревья". Информация для родителей.

 Занимаемся по теме: "Лес. Деревья"

1c7703835367f8defbbe3f2c42da18da.jpg

Дети должны знать:

· что растёт в лесу (деревья, кустарники, ягоды, грибы)?

· кто в нём обитает (птицы, животные, насекомые)?

· строение дерева, изменение его в зависимости от времени года;

· название деревьев (берёза, тополь, осина, липа, ель, сосна, клён и т.д., их классификацию: лиственные, хвойные;

· различия деревьев по внешнему виду;

· о предназначении деревьев (красота, тень, прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, древесина.

Вместе с вами учим детей:

Лексика

Словарь ребёнка должен включать:

Существительные: деревья, ива, клён, тополь, осина, черёмуха, лес, липа, дуб, берёза, рябина, ель, сосна, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, желудь, серёжка, крона, макушка, ствол, ветка, сук, корни, кора, листья, кустарник, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад и т.д.

Прилагательные: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, берёзовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, тёмно-зелёный, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые.

Глаголы: копать сажать, поливать, расти, цвести, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, шуметь, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять и т.д.

Грамматический строй речи

1. Упражнение «Какой?» (подбор прилагательных к существительному)

Помогите ребёнку подобрать как можно больше слов-определений к слову ЛЕС (какой?) – большой, красивый, зелёный, густой, богатый, полезный, молодой, шумный, тихий, тенистый, берёзовый, сосновый, дубовый, хвойный, лиственный, смешанный, дремучий, светлый, тёмный, зимний, осенний, весенний…)

2. Игра «Какой? Какая? Какое?» (образование относительных прилагательных)

Лист берёзы – берёзовый (рябина, дуб, клён, кедр, липа, тополь, яблоня)

Ветка берёзы – берёзовая (сосна, ель, рябина, дуб, клён, кедр, липа, тополь, яблоня)

Полено берёзы – берёзовое (рябина, дуб, клён, кедр, липа, тополь, яблоня)

3. Игровое упражнение «Сосчитай до 5»

Один дубовый листочек, два дубовых листочка, три дубовых листочка, четыре дубовых листочка, пять дубовых листочков.

(берёзовая веточка, сосновая шишечка, маленькое деревце, низкая ёлочка)

4. Игровое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительных падежах)

дуб-дубы- дубов;  сосна-сосны- сосен;  береза - березы-берез; осина-осины-осин; ель-ели-елей; клён-клёны-клёнов; лист-листья-листьев и т.д.

Связная речь

Помогите ребёнку составить описательный рассказ о любом дереве по плану:

· как называется дерево;

· хвойное, лиственное или фруктовое;

· в каком лесу растёт;

· как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);

· какую пользу приносит.

Образец: Это сосна. Сосна – это хвойное дерево. Она может расти в хвойном и смешанном лесу. У сосны прямой ствол, длинные иголки, на сосне растут шишки. Из древесины сосны строят дома, делают мебель, лекарства.

Развитие внимания, памяти, мышления

Отгадай загадки

 1. Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

2. Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (Ель)

3. Желто-красная одёжка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это…(клён)

4. Русская красавица

Стоит на поляне 

В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)

5. Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой …. (осинки)

6. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

7. В этот гладкий коробок

Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (желудь)

4 февраля 2017 в 03:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.