Персональный сайт учителя-логопеда Ефименко Ирины Викторовны

Лексическая тема: "Осень, признаки осени". Информация для родителей.

 Занимаемся по теме: "Осень, Признаки осени"

5a682a5893e2c0faba5653c57462b059.jpg

Дети должны знать:

· какое время года наступило, называть осенние месяцы по порядку;

· приметы осени:

- стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди;

- листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;

- исчезли насекомые;

- собираются в стаи и улетают на юг птицы;

- дни стали короче, а ночи длиннее;

- с полей и из огородов убирают урожай;

- люди стали теплее одеваться.

Вместе с вами учим детей:

Лексика

Словарь ребёнка должен включать:

 Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, запасы, слякоть, погода, увядание и т.д.

Прилагательные: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, туманный, богатый, длинная, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, печальная, дивная, прекрасная и т.д.

Глаголы: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмуриться, убирают, срывают, готовятся, сохнуть, моросит….

Грамматический строй речи

1. Игровое упражнение «Назови, какая погода?» (образование качественных прилагательных)

Какая погода бывает осенью, если идёт дождь? – дождливая;

Если дует ветер – ветреная; если ясно – ясная.

Если на улице холодно, какая погода – холодная; если пасмурно – пасмурная;

Если сыро – сырая; если хмуро – хмурая; если солнечно – солнечная;

2. Упражнение «Один-много» (образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных)

Наступил осенний день – наступили осенние дни;

На дереве желтый лист – на деревьях желтые листья;

Плывёт тёмная туча – плывут тёмные тучи;

Стоит большое дерево – стоят большие деревья;

Идёт холодный  дождь – идут холодные дожди;

Дует сильный ветер – дуют сильные ветры;

Висит тёплая куртка – висят тёплые куртки;

Летит птичья стая – летят птичьи стаи.

3. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: (подбор слов определений; слов-действий)

Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое, свинцовое…..

Солнце осенью (какое?) - ……..

Дождь осенью (какой?) - …….

Ветер осенью (какой?) - ………

Листья осенью (какие?) - ……..

Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) -…………

Осенью солнце (что делает?) - ……….

Осенью птицы (что делают?) - …….

Связная речь

Предложите ребёнку составить связный рассказ «Осень» по первым словам в предложении, пересказать его: Прошло лето и наступила….. Дни стали….. Подул…. Стало… Люди одеваются….. На деревьях….. На землю…. Моросит…. Увядает…. На юг….. Люди собирают… Скоро наступит…

f0d75242e053f5a25bcb2e659cc7d06f.jpg

Развитие внимания, памяти, мышления

Отгадай загадки

1. Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся милый друг,

Что за время года? – (Осень)

2. По  городу дождик осенний гуляя, зеркальце дождик всё потерял,

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует – оно задрожит. (Лужа)

3. Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто…(листопад)

4. Тучи нагоняет,

Воет, задувает,

По свету рыщет,

Поёт да свищет

(Ветер)

5. Рыжий Егорка

Упал на озёрко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

6. Поле осенью промокло,

Но зато созрела свёкла.

А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях.

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем? (Урожай)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 февраля 2017 в 03:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.