Персональный сайт учителя-логопеда Ефименко Ирины Викторовны
Методическое пособие "Дидактические игры для профилактики акустической дисграфии"Дети с общим недоразвитием речи являются особой категорией дошкольников с недостаточными предпосылками для овладения письменной речью. Ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития у детей с ОНР III уровня является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка. Вследствие этого, профилактика дисграфии у старших дошкольников с ОНР III уровня рассматривается как одно из актуальных и приоритетных направлений в логопедии. Самый эффективный метод профилактики нарушений письменной речи – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. "Поможем Гному собрать ягоды" Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Л]-[Ль] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие грамматического строя речи. Оборудование: сюжетная картинка с изображением Гнома на земляничной поляне, контурные изображения 2-х корзинок, контурные изображения ягод земляники с картинками, в названии которых есть звуки [Л], [Ль]. Ход игры: Послушай и отгадай загадку: Кто с фонариком весёлый Носит синий сюртучок; Вместо шапки удлинённый, Золотистый колпачок? Заповедные тропинки, По утрам, кто подметает? Ягодки по две корзинки В чаще леса собирает? На полянке старый дом... Кто живёт в нём? ...(Гном). - Гном любит собирать в лесу ягоды. Назови ягоды которые растут в лесу. (Ответ ребёнка). - Гном приготовит из ежевики варенье какое? (Ежевичное). - Гном приготовит из брусники какое? (Брусничное). - Гном приготовит из голубики варенье какое? (Голубичное). - Гном приготовит из черники варенье какое? (Черничное). - Гном приготовит из малины варенье какое? (Малиновое). - Гном приготовит из клюквы варенье какое? (Клюквенное). - Гном приготовит из земляники варенье какое? (Земляничное). Больше всего Гном любит земляничное варенье, давай поможем ему собрать ягоды. Ягоды надо собирать в 2 корзинки. В одну корзинку надо собрать ягоды с картинками, в названии которых есть звук [Л], в другую корзинку надо собрать ягоды с картинками, в названии которых есть звук [Ль]. "Помоги Снегурочке нарядить ёлку" Цель: формирование навыков дифференциации звуков [С]-[Ш] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие зрительного гнозиса. Оборудование: сюжетная картинка с изображением Снегурочки на фоне зимнего пейзажа с ёлками, контурные изображения 2-х ёлок, карточки с буквами С, Ш (синего цвета), контурные изображения ёлочных шаров с картинками, в названии которых есть звуки [С], [Ш]. Ход игры: Послушай и отгадай загадку: Если Дед Мороз приходит Внучку он с собой приводит, С длинной белою косой, Ликом дивною красой. Чтобы рядом та стояла Всем подарки раздавала, Заводила хоровод. Как её зовёт народ? (Снегурочка). - Вокруг чего на Новый год водят хоровод? (Ответ ребенка). - Давай подберём "Семейку слов" к слову ЁЛКА (ёлочка, ёлочный, еловый, ель, ельник..) - Давай поможем Снегурочке нарядить ёлки. На одну ёлку нужно повесить ёлочные шары с картинками, в названии которых есть звук [С], на другую шары с картинками, в названии которых есть звук [Ш]. "Поможем Лунтику собрать яблоки" Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Ц]-[С], [Щ]-[Сь] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие грамматического строя речи и зрительного гнозиса. Оборудование: сюжетная картинка с изображением Лунтика на фоне садового участка, контурные изображения 2-х корзин, карточки с буквами С, Ц (синего цвета), карточки с буквами С, Щ (зелёного цвета), контурные изображения яблок с картинками, в названии которых есть звуки [Ц], [С], [Щ], [Сь]. Ход игры: Послушай и отгадай загадку: Он сиреневый такой, Машет весело рукой. Он свалился к нам с Луны - Его знают, любят малыши. (Лунтик). - Лунтик очень любит яблоки. Где растут яблоки? (Ответ ребёнка). - Как ты думаешь, почему Лунтику нравятся яблоки? Яблоки (какие?) - (вкусные, сочные, спелые, ароматные.....) - У Лунтика есть друзья, назови их. (Ответ ребёнка). - Лунтик любит угощать своих друзей яблоками. Давай поможем Лунтику собрать урожай яблок для угощения его товарищей. 1 вариант игры: В одну корзину надо собрать яблоки с картинками, в названии которых есть звук [Ц], в другую корзинку надо собрать яблоки с картинками, в названии которых есть звук [С]. 2 вариант игры: В одну корзину надо собрать яблоки с картинками, в названии которых есть звук [Щ], в другую корзинку надо собрать яблоки с картинками, в названии которых есть звук [Сь]. "Помоги Русалочке" Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Р]-[Л] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей. Оборудование: сюжетная картинка с изображением Русалочки на дне моря, контурные изображения 2-х аквариумов, контурные изображения рыбок с картинками, в названии которых есть звуки [Л], [Р]. Ход игры: Послушай и отгадай загадку: Я живу на дне морском Во дворце из лилий Вместе с сёстрами, отцом, Рыбами чудными. У меня красивый хвост И волшебный голос. И искрится под водой Золотистый волос. У меня желанье есть - Стать земной девчонкой: Буду бегать, танцевать И смеяться звонко! (Русалочка). - Назови, каких обитателей моря ты знаешь еще? (Ответ ребёнка). - В море живет очень много различных рыб. Назови морских рыб каких ты знаешь. (Ответ ребёнка). - Давай подберём "Семейку слов" к слову РЫБА (рыбёшка, рыбка, рыбный, рыбак, рыбачек, рыбалка...) - Маленьких рыбок в море ожидает много опасностей. Знаешь ли ты какие опасности их подстерегают? (Ответ ребёнка). - Русалочка очень любит заботиться о маленьких рыбках. Она решила спрятать их от хищных рыб в аквариумы. Давай поможем ей, в один аквариум спрячем рыбок от акулы, на этих рыбках картинки со звуком [Л], в другой аквариум спрячем рыбок от барракуды, на этих рыбках картинки со звуком [Р]. "Поможем Снеговику собрать снежки" Цель: формирование навыков дифференциации звуков [С]-[Сь], [С]-[З], [З]-[Зь], [Сь]-[Зь], в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие зрительного гнозиса. Оборудование: сюжетная картинка с изображением Снеговика на фоне зимнего пейзажа, контурные изображения 2-х ведёрок, карточки с буквами С, З (синего цвета), карточки с буквами С,З (зелёного цвета) контурные изображения снежков с картинками, в названии которых есть звуки [С], [З], [З],[Зь], Ход игры: Послушай и отгадай загадку: Его слепили дети ловко, Из снега сделали клубки. Вместо носика морковка, Вместо глазок угольки. На голову ведро одели И соломенный парик. А теперь скажи скорее Кто же это? (Снеговик). - В какое время года можно слепить снеговика? (Ответ ребёнка). - Зима какая? (холодная, снежная, морозная, ветреная....) - Назови зимние забавы детей. (Катание на коньках, катание на санках, катание на лыжах, игра в снежки...). 1 вариант игры: Ночью Снеговик любит играть в снежки с зайцами и лисами. Он слепил для них снежки. Давай поможем разложить снежки для зайцев и лис в разные ведёрки. В ведёрко для лис сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [С], в ведёрко для зайцев сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [З]. 2 вариант игры: Ночью Снеговик любит играть в снежки с лисами и лисятами. Он слепил для них снежки. Давай поможем разложить снежки для лис и лисят в разные ведёрки. В ведёрко для лис сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [С], в ведёрко для лисят сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Сь]. 3 вариант игры: Помоги Снеговику собрать снежки в разные ведёрки. В одно ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [З], в другое ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Зь]. 4 вариант игры: Помоги Снеговику собрать снежки в разные ведёрки. В одно ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Сь], в другое ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Зь]. "Помоги Красной Шапочке собрать букет" Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Ш]-[С], [Ж]-[З], [Ш]-[Ж], [С]-[З] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие зрительно гнозиса. Оборудование: сюжетная картинка с изображением Красной Шапочки на фоне леса, контурные изображения 2-х ваз, карточки с буквами С, З, Ш, Ж (синего цвета), контурные изображения цветов с картинками, в названии которых есть звуки [С], [З], [Ш], [Ж]. Ход игры: Послушай и отгадай загадку: Тёмный лес, цветы, тропинка, девочка - в руках корзинка. Пирожки в корзинке той, Масло бабушке больной. Серый волк уж тут как тут - как тебя зовут? Все меня давно прозвали (Красной Шапочкой). Узнали? - По дороге к бабушке Красная Шапочка собирала цветы. Давай соберём с тобой "Семейку слов" к слову ЦВЕТОК (цветочек, цветной, цветник, разноцветный, цветущий...) 1 вариант игры: - Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [З], в другую вазу поставим цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ж]. 2 вариант игры: - Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [С], в другую вазу поставим цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ш]. 3 вариант игры: - Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [З], в другую вазу поставим цветы с картинками, в названии которых есть звук [С]. 4 вариант игры: - Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ш], в другую вазу поставим цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ж]. "Поможем Маше собрать грибы" Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Р]-[Рь] в словах, обогащение и активизация словарного запаса детей. Оборудование: сюжетная картинка с изображением Машеньки на фоне леса, контурные изображения 2-х корзинок, контурные изображения грибов с картинками, в названии которых есть звуки [Р], [Рь]. Ход игры: Послушай и отгадай загадку: В чаще тёмной заблудилась и в избушке поселилась. У медведя на свой страх пожила она в гостях. Наша девочка с хитринкой - забралась она в корзинку. за плечами у медведя с пирожками вместе едет. Как смешно на них смотреть - это (Маша и медведь). - За чем пошла с подружками в лес Машенька из русской народной сказки "Маша и медведь". (Ответ ребёнка). - Давай подберём с тобой "Семейку слов" к слову ГРИБ (грибок, грибочек, грибной, грибник, грибная, грибница...) - Давай поможем Маше собрать грибы. В одну корзину соберём грибы с картинками, в названии которых есть звук [Р], в другую корзинку соберём грибы с картинками, в названии которых есть звук [Рь]. 31 января 2017 в 14:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.