Персональный сайт учителя-логопеда Ефименко Ирины Викторовны

Методическое пособие "Дидактические игры для профилактики акустической дисграфии"

 Дети с общим недоразвитием речи являются особой категорией дошкольников с недостаточными предпосылками для овладения письменной речью.  Ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития  у детей с ОНР III  уровня является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка. Вследствие этого, профилактика дисграфии у старших дошкольников с ОНР III уровня рассматривается как одно из актуальных и приоритетных направлений в логопедии.

Самый эффективный метод профилактики нарушений письменной речи – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

 "Поможем Гному собрать ягоды"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Л]-[Ль] в словах, обогащение и активизация  словарного запаса детей, развитие грамматического строя речи.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Гнома на земляничной поляне, контурные изображения 2-х корзинок, контурные изображения ягод земляники с картинками, в названии которых есть  звуки [Л], [Ль].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Кто с фонариком весёлый

Носит синий сюртучок;

Вместо шапки удлинённый,

Золотистый колпачок?

Заповедные тропинки,

По утрам, кто подметает?

Ягодки по две корзинки

В чаще леса собирает?

На полянке старый дом...

Кто живёт в нём? ...(Гном).

- Гном любит собирать в лесу ягоды. Назови ягоды которые растут в лесу. (Ответ ребёнка).

- Гном приготовит из ежевики варенье какое? (Ежевичное).

- Гном приготовит из брусники какое? (Брусничное).

- Гном приготовит из голубики варенье какое? (Голубичное).

- Гном приготовит из черники варенье какое? (Черничное).

- Гном приготовит из малины варенье какое? (Малиновое).

- Гном приготовит из клюквы  варенье какое? (Клюквенное).

- Гном приготовит из земляники варенье какое? (Земляничное).

Больше всего Гном любит земляничное варенье, давай поможем ему собрать  ягоды. Ягоды надо собирать в 2 корзинки. В одну корзинку надо собрать ягоды с картинками, в названии которых есть звук [Л], в другую корзинку надо собрать ягоды с картинками, в названии  которых есть звук [Ль].

ecaa4fa7e6de7c4bea277902f7328157.jpg

"Помоги Снегурочке нарядить ёлку"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [С]-[Ш]  в словах, обогащение и активизация  словарного запаса детей, развитие зрительного гнозиса.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Снегурочки на фоне зимнего пейзажа с ёлками, контурные изображения 2-х ёлок, карточки с буквами С, Ш (синего цвета), контурные изображения ёлочных шаров с картинками, в названии которых есть  звуки  [С], [Ш].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Если Дед Мороз приходит

Внучку он с собой приводит,

С длинной белою косой,

Ликом дивною красой.

Чтобы рядом та стояла

Всем подарки раздавала,

Заводила хоровод.

Как её зовёт народ? (Снегурочка).

- Вокруг чего на Новый год водят хоровод? (Ответ ребенка).

- Давай подберём "Семейку слов" к слову ЁЛКА (ёлочка, ёлочный, еловый, ель, ельник..)

- Давай поможем Снегурочке нарядить ёлки. На одну ёлку нужно повесить ёлочные  шары с картинками, в названии которых есть звук [С], на другую шары с картинками, в названии которых есть звук [Ш].

65b0f2a8ccfc66a6684d8a0aba940ac4.jpg

"Поможем Лунтику собрать яблоки"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Ц]-[С], [Щ]-[Сь]  в словах, обогащение и активизация  словарного запаса детей, развитие грамматического строя речи и зрительного гнозиса.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Лунтика на фоне садового участка, контурные изображения 2-х корзин, карточки с буквами С, Ц (синего цвета), карточки с буквами С, Щ (зелёного цвета), контурные изображения яблок с картинками, в названии которых есть  звуки [Ц], [С], [Щ], [Сь].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с Луны -

Его знают, любят малыши. (Лунтик).

- Лунтик очень любит яблоки. Где растут яблоки? (Ответ ребёнка).

- Как ты думаешь, почему Лунтику нравятся яблоки?  Яблоки (какие?) - (вкусные, сочные, спелые, ароматные.....)

- У Лунтика есть друзья, назови их. (Ответ ребёнка).

- Лунтик любит угощать своих друзей яблоками. Давай поможем Лунтику собрать урожай яблок для угощения его товарищей. 

1 вариант игры:

В одну корзину надо собрать яблоки  с картинками, в названии которых есть звук [Ц], в другую корзинку надо собрать яблоки с картинками, в названии  которых есть звук [С].

2  вариант игры:

В одну корзину надо собрать яблоки  с картинками, в названии которых есть звук [Щ], в другую корзинку надо собрать яблоки с картинками, в названии  которых есть звук [Сь].

2d6a062957f043c3afb0f201ba145e36.jpg

4b49edc3af30bafdf7406b1c7ccfb1a3.jpg

 "Помоги Русалочке"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Р]-[Л] в словах, обогащение и активизация  словарного запаса детей.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Русалочки на дне моря, контурные изображения 2-х аквариумов, контурные изображения рыбок с картинками, в названии которых есть  звуки [Л], [Р].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Я живу на дне морском

Во дворце из лилий

Вместе с сёстрами, отцом,

Рыбами чудными.

У меня красивый хвост

И волшебный голос.

И искрится под водой

Золотистый волос.

У меня желанье есть -

Стать земной девчонкой:

Буду бегать, танцевать

И смеяться звонко! (Русалочка).

- Назови, каких обитателей моря ты знаешь еще? (Ответ ребёнка).

- В море живет очень много различных рыб. Назови морских рыб каких ты знаешь. (Ответ ребёнка).

 - Давай подберём "Семейку слов" к слову РЫБА (рыбёшка, рыбка, рыбный, рыбак, рыбачек, рыбалка...)

-  Маленьких рыбок в море ожидает много опасностей. Знаешь ли ты какие опасности их подстерегают? (Ответ ребёнка).

-  Русалочка очень любит заботиться о маленьких рыбках. Она решила спрятать их от хищных рыб в аквариумы. Давай поможем ей, в один аквариум спрячем рыбок от акулы, на этих рыбках картинки со звуком [Л], в другой аквариум спрячем рыбок от барракуды, на этих рыбках картинки со звуком [Р].

4a12078ccd8f91c17cc6a7cea897d98e.jpg

"Поможем Снеговику собрать снежки"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [С]-[Сь], [С]-[З], [З]-[Зь], [Сь]-[Зь],  в словах, обогащение и активизация  словарного запаса детей, развитие зрительного гнозиса.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Снеговика на фоне зимнего пейзажа, контурные изображения 2-х ведёрок, карточки с буквами С, З (синего цвета), карточки с буквами С,З (зелёного цвета) контурные изображения снежков с картинками, в названии которых есть  звуки  [С], [З], [З],[Зь],

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Его слепили дети ловко,

Из снега сделали клубки.

Вместо носика морковка,

Вместо глазок угольки.

На голову ведро одели

И соломенный парик.

А теперь скажи скорее

Кто же это? (Снеговик).

- В какое время года можно слепить снеговика? (Ответ ребёнка).

- Зима какая? (холодная, снежная, морозная, ветреная....)

- Назови зимние забавы детей. (Катание на коньках, катание  на санках, катание на лыжах, игра в снежки...).

1 вариант игры:

Ночью Снеговик любит играть в снежки с зайцами и лисами. Он слепил для них снежки. Давай поможем разложить снежки для зайцев и лис в разные ведёрки. В ведёрко для лис сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [С], в ведёрко для зайцев сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [З].

2  вариант игры:

Ночью Снеговик любит играть в снежки с лисами и лисятами. Он слепил для них снежки. Давай поможем разложить снежки для лис и лисят  в разные ведёрки. В ведёрко для лис сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [С], в ведёрко для лисят  сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Сь].

3  вариант игры:

Помоги Снеговику собрать снежки в разные ведёрки. В одно ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [З], в другое ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Зь].

4  вариант игры:

Помоги Снеговику собрать снежки в разные ведёрки. В одно ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Сь], в другое ведёрко сложим снежки с картинками, в названии которых есть звук [Зь].

16ffaae8e6172546997e7e7747e3145f.jpg

"Помоги Красной Шапочке собрать букет"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Ш]-[С], [Ж]-[З], [Ш]-[Ж], [С]-[З]  в словах, обогащение и активизация  словарного запаса детей, развитие зрительно гнозиса.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Красной Шапочки на фоне леса, контурные изображения 2-х ваз, карточки с буквами С, З, Ш, Ж (синего цвета), контурные изображения цветов с картинками, в названии которых есть  звуки  [С], [З], [Ш], [Ж].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

Тёмный лес, цветы, тропинка,

девочка - в руках корзинка.

Пирожки в корзинке той,

Масло бабушке больной.

Серый волк уж тут как тут -

как тебя зовут?

Все меня давно прозвали

(Красной Шапочкой). Узнали?

- По дороге к бабушке Красная Шапочка собирала цветы. Давай соберём с тобой "Семейку слов" к слову ЦВЕТОК (цветочек, цветной, цветник, разноцветный, цветущий...)

1 вариант игры:

- Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [З], в другую вазу поставим цветы  с картинками, в названии которых есть звук [Ж].

2  вариант игры:

- Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [С], в другую вазу поставим цветы  с картинками, в названии которых есть звук [Ш].

3  вариант игры:

- Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [З], в другую вазу поставим цветы  с картинками, в названии которых есть звук [С].

4  вариант игры:

- Давай поможем Красной Шапочке составить два букета. В одну вазу надо поставить цветы с картинками, в названии которых есть звук [Ш], в другую вазу поставим цветы  с картинками, в названии которых есть звук [Ж].

7f17f0cc0995ba34cc0a77566078a47c.jpg

"Поможем Маше собрать грибы"

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Р]-[Рь] в словах, обогащение и активизация  словарного запаса детей.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением Машеньки  на фоне леса, контурные изображения 2-х корзинок, контурные изображения грибов с картинками, в названии которых есть  звуки  [Р], [Рь].

Ход игры:

Послушай и отгадай загадку:

В чаще тёмной заблудилась

и в избушке поселилась.

У медведя на свой страх

пожила она в гостях.

Наша девочка с хитринкой -

забралась она в корзинку.

за плечами у медведя

с пирожками вместе едет.

Как смешно на них смотреть -

это (Маша и медведь).

- За чем пошла с подружками в лес Машенька из русской народной сказки "Маша и медведь". (Ответ ребёнка).

- Давай подберём с тобой "Семейку слов" к слову ГРИБ (грибок, грибочек, грибной, грибник, грибная, грибница...)

- Давай поможем Маше собрать грибы.

В одну корзину соберём грибы с картинками, в названии которых есть звук [Р], в другую корзинку соберём грибы с картинками, в названии которых есть звук [Рь].

df4348317c965543199180f8488e3296.jpg

31 января 2017 в 14:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.